Публичная оферта: что это такое простыми словами

Публичная оферта: что это такое простыми словами

Что такое публичная оферта

Каждый день мы наблюдаем бесконечные предложения. Нам предлагают продукцию, предлагают услуги. В супермаркетах, объявлениях и по телевизору. Но какие из этих предложений являются публичной офертой? Какие обязательства несет лицо, разместившее их?

Для начала нужно разобраться с тем, что такое оферта. Слово проникло к нам из латинского языка. Offero, что значит — «предлагаю». Можно сделать вывод, что это предложение. Предложение заключить договор с компанией, которая его разместила. Условно можно выделить несколько её видов:

  1. Публичная.
  2. Безотзывная.
  3. Твердая.
  4. Свободная.

В повседневной жизни мы чаще всего сталкиваемся с одним из вариантов оферты. Публичная её разновидность — это массовое предложение заключить договор. Компания, разместившая его, не может отдать предпочтение конкретному лицу или отказаться от заключения соглашения. Когда вы принимаете условия — оплачиваете покупку в магазине, вы вступаете в правовые отношения и несете обязательства, указанные в соглашении. Но ответственность несет и лицо, оказавшее вам услугу.

Публичная оферта используется преимущественно в розничной торговле. Её можно увидеть в магазинах, в виде ценников к товарам или объявлений в газетах.  Именно поэтому условия её заключения максимально просты и широки. Однако, чтобы она признавалась действительной, она должна отвечать некоторым требованиям.

Как должна выглядеть публичная оферта

Гражданский кодекс Российской Федерации закрепляет, что она должна содержать в себе существенные условия договора. Под существенными условиями подразумеваются:

  1. Положения соглашения не должны вводить в заблуждение, а формулировки не должны быть двусмысленными.
  2. Указано наименование товара или услуги, его стоимость и характеристики.
  3. Указаны способы оплаты и доставки.
  4. Гарантийные обязательства компании перед покупателем.
  5. Оговорен порядок возврата.
  6. Указан порядок рассмотрения споров и претензий.

Закон не устанавливает четких требований к оформлению документов. Соглашение может быть заключено устно. Однако, обращение о желании заключить договор должно быть адресовано лично к вам.

Всегда узнавайте все нюансы договора, который заключаете. Он может быть составлен в интересах компании и иметь подводные камни. Обращайте внимание на мелкий шрифт и сноски. Вы можете попасть в ситуацию, когда условия меняются по желанию фирмы — цена растет, изменяются сроки доставки.  Приняв соглашение, вы связываете себя правовыми отношениями. Спасти вас может только неграмотно составленное соглашение, нарушающие действующие законодательство Российской Федерации.

После принятия соглашения, сторона, выдвинувшая договор оферты, не имеет право изменять его положение, если это не обговорено. Если вы столкнулись с такой ситуацией, то можно смело идти в суд. Вы можете потребовать продать товар в супермаркете по цене, которая указана на ценнике. Несмотря на то, что на кассовом аппарате пробивается другая сумма. Ценник, в данном случае, выступает в роли одного из условий публичной оферты.

Признание оферты недействительной

Договор может быть признан недействительным, если нарушены условия его принятия:

  1. Не соответствие действующему законодательству — например, нарушение сроков гарантийных обязательств.
  2. Предоставлены неверная информация — например, сведения о предлагаемом изделии или услуге и их характеристиках
  3. Соглашение не оговаривает все необходимые положения — например, сведения о ценах и порядке оплаты.

Если вы не отреагировали на предложение и не предприняли никаких действий для его заключения, то договор не наступает. Вы не несете никаких ответственности перед компанией, а она перед вами.

Реклама и оферта

Часто по телевизору или в рекламном раздаточном материале можно увидеть сноску — «предложение не является публичной офертой. Вся информация предоставлена в ознакомительных целях».

Рекламодатель таким образом хитрит. Данный трюк говорит о том, что под рекламным предложением скрываются дополнительные пункты, которые могут в корне всё изменить. Таким образом вас просто завлекают в магазин, а это, как известно, половина дела.

Несмотря на это, реклама не может содержать в себе недостоверные сведения. Тут в правовое поле включается закон о рекламе. Это не мешает прибегать маркетологам к уловкам — размещать мелкие сноски. Писать мелким шрифтом рядом с ценой «от». Изображать не совсем то изделие, что рекламируется, никак обозначая данный факт.

Интернет магазин, размещая информацию о товаре, тоже может ссылаться на то, что это рекламная информация. Цены на товар и описания вас просто знакомят с ассортиментом. А соглашение публичной оферты вам предложат заключить с менеджером по телефону.