Сравнительно недавно ворвался в наш лексикон термин «флэшмоб», но уже редко встретишь человека, который понятия бы не имел, что это такое. Слово чисто английского происхождения, дошедшее до нас без каких-либо лингвистических трансформаций. «Flash» — вспышка, мгновение; «mob» — толпа, в дословном переводе «мгновенная толпа», или «возгорание толпы». Такое действо подразумевает под собой массовую акцию, спланированную до самого действа с помощью глобальной сети, которая начинается внезапно для окружающих, длится не более пяти минут, и прекращается также неожиданно.
Философия и принципы флэшмоба
Как и любое массовое движение, флэшмоб базируется на нескольких принципах:
- Действующие лица (мобберы) не платят, и не получают финансовое вознаграждение за участие в акции.
- Спонтанность старта флэшмоба и внезапность его окончания.
- В идеале, участники действа не должны знать друг друга и общаться до, и сразу после акции. Окружающие должны быть уверены, что «игроков» ничто между собой не связывает.
- Отсутствие избранного руководителя.
- Действие не должно вызывать у людей смех. Мобберы следуют инструкции с серьезным лицом.
- Непричастность акций к рекламным кампаниям и политическим агитациям.
- Абсурдность происходящего. Цель флешмоба достигнута, если он вызвал недоумение у людей, наблюдающих представление.
- Отказ от освещения акций на телевидении и в СМИ.
Философия движения проста: «Мы вне политики, экономики и религии». Акции направлены на случайных людей и призваны «выдернуть» окружающих из обыденности, вызвав чувство недоумения и даже легкого сумасшествия.
Рекомендации организаторов движения включают в себя и пункты, касающиеся самого места проведения мероприятия:
- Нельзя нарушать публичный порядок.
- Запрещается оставлять любой инвентарь и мусор после окончания флэшмоба.
- Не препятствовать обычному функционированию места, в котором проводится действие. Не мешать оказавшимся рядом людям.
- Не копировать флэшмобы, которые уже проводились другими людьми.
История возникновения и первый флэшмоб
Рождение движения связывают с публикацией труда Говарда Рейнгольда. В своей книге «Умная толпа», вышедшей в свет в 2002 году, известный социолог предсказал, что в помощь людям в самоорганизации придут технологии будущего – мобильные телефоны и всемирная сеть Интернет. На принципах, изложенных в этой книге, и строится планирование и воплощение в жизнь флэшмобов, которые мы можем наблюдать в наши дни.
Первая попытка провести флэшмоб не увенчалась успехом. Препятствием послужила заранее оповещенная полиция. Вторая попытка не заставила себя долго ждать и оказалась удачной. Флэшмоб состоялся в июне 2003 года в Америке. Порядка двухсот человек встретились в заранее оговоренном месте и получили инструкции к действию. Целью стал один из самых больших и эксклюзивных ковров торгового центра, который мобберы присмотрели себе как «коврик любви», так как все вместе живут в одной из пригородных коммун.
Этот случай стал стартовым, после которого волна флэшмобов накрыла Америку и Европу. В этом же году и в России прошли первые флэшмобы. Городами–первопроходцами стали Москва и Санкт-Петербург.
Процесс организации флэшмоба
В подавляющем большинстве случаев флэшмобы организовывают через специализированные сайты. Обычно это один сайт, либо сообщество в социальных сетях. Каждый желающий может принять участие в разработке сценария, согласовании деталей и выборе места проведения акции. Часто вопросы решаются голосованием. Файлы с музыкой или видео рассылаются участникам, либо выкладываются в общем доступе на сайте или в группе.
Места всегда выбираются с большим скоплением народа. Заранее оговариваются условия поведения, при которых шум и вмешательство в обыденную жизнь людей сводится к минимуму. В команде выбирается один участник, задача которого дать сигнал к началу действа. Между собой мобберы называют такого человека «маяк». Флэшмоб не должен продолжаться более пяти минут, чтобы зрители не успели пристать к участникам с вопросами, и не вызвали правоохранительные органы. Законодательством запрещаются массовые выступления, которые не были заранее урегулированы соответствующими органами. Поэтому, каждому участнику флэшмоба рекомендуют прихватить удостоверение личности, во избежание проблем с законом. С другой стороны, доказать причастность к организованному действу весьма сложно, ведь нередки случаи, когда случайные свидетели акции по собственной воле и спонтанно подключаются к флэшмобу.
После окончания акции, участники независимо друг от друга теряются в толпе, создавая у зрителей иллюзию нереальности происходящего. Спустя какое-то время, они собираются на «афтепати», чтобы поделиться эмоциями, а иногда и просто познакомиться вживую.
Что движет людьми, которые добровольно принимают участие в подобных мероприятиях? Мнения психологов на этот счет сводятся к нескольким основным причинам:
- борьба со страхом выступления перед аудиторией;
- попытка сделать что-то безумное, не вписывающееся в рамки «нормальности»;
- чувство причастности к одному общему делу;
- творческое и идейное самовыражение.
Самые известные флэшмобы в истории
Самый яркий флэшмоб, в честь Майкла Джексона, прошел под звуки его песни «Thriller». На улицы Мехико вышло около 15 тысяч человек, одетые, как зомби. Возглавлял процессию двойник знаменитого певца. Получить место в Книге рекордов Гиннеса организаторам акции так и не удалось, но зато видео мероприятия заняло первые строки по просмотрам в YouTube.
Один из самых «пугающих» флэшмобов был посвящен борьбе с последствиями испытаний ядерной энергетики. Толпы мобберов, «нечаянно» собравшихся в людных местах, по сигналу начали «замертво» падать прямо на улицах города. Реакция прохожих поражала – люди начинали плакать, хвататься за сердце, в панике убегать. Эффект такой акции превзошел все ожидания.
Всё чаще флэшмобы стали использовать маркетологи для продвижения услуг крупных корпораций. Известная компания мобильных технологий устроили массовую акцию в Лондоне, в Аэропорту Хитроу. Руководство не поскупилось пригласить лучших певцов и битбоксеров, чтобы те, в самый обычный день, изображая работников аэропорта, встретили пассажиров своими чудесными вокальными постановками. Те, кто впервые прибыл в столицу Англии, были приятно поражены таким радушным приемом.
Самым нетрадиционным флэшмобом считается рождественская акция телевизионного ведущего Джимми Киммела. Он предложил родителям положить в подарки своим детям вещи, которые явно не придутся им по вкусу. Реакцию недовольных и разочарованных чад нужно было снять на видео. Тысячи американских детей получили на Рождество совсем не то, что желали. Как реагировали на это малыши, можно посмотреть в сети Интернет. Найдите — не пожалеете!