ESP в машине: что это такое

ESP в машине: что это такое

ESP – это самая распространенная и известная система из всех электронных систем стабилизации движения автомобилей. Система ESP появилась более 20-ти лет назад, и сегодня её наличие предусмотрено практически в каждом серийном автомобиле. Среднестатистический водитель знает, что ESP – очень нужная вещь, если автомобиль попадает в занос. Однако о принципах её работы осведомлены далеко не все. Так что же такое система ESP в машине и как она работает?

Немного истории

Предпосылкой к появлению первой программы стабилизации ESP стало серийное внедрение антиблокировочной системы ABS, которая предотвращала полную блокировку колеса при торможении. Было это в далёком 1978 году. Теперь каждый водитель мог контролировать направление движения, что значительно снижало вероятность аварийной ситуации.

Очень скоро к ABS присоединилась противобуксовочная система TCS, благодаря которой при старте исключалась пробуксовка колёс. Управлялись они разным программным обеспечением, но для работы использовали одни датчики.

Формально система курсовой стабилизации появилась в 1995 году, но показала себя во всей красе только в 1998-м, когда была установлена на первый Mercedes-Benz А-класса. Проблемой этого автомобиля была большая вероятность опрокидывания при выполнении определённых манёвров, из-за чего он был отозван с рынка. Всё разрешилось благодаря специальной настройке EPS. Первый комплект системы весил 4,3 кг и состоял из 11-ти элементов. На сегодняшний день система стабилизации весит не более 2-х кг и состоит из 4-х элементов.

Принципиальные особенности работы ESP

Система курсовой устойчивости относится к активным системам безопасности. Главное её назначение – предотвращение ухода машины в занос, а также минимизация вероятности бокового скольжения. Таким образом, гораздо проще сохранить траекторию движения при неблагоприятных дорожных условиях. При этом обеспечивается стабилизация положения транспортного средства, если занос всё же произошел.

ESP незаменима при гололёде или во время дождя. Она может уберечь вас при поездке по опасному участку дороги. Фактически ESP обеспечивает движение машины туда, куда поворачивается руль, в независимости от внешних условий.

Кстати, американские исследователи подтвердили, что с появлением ESP смертность в ДТП снизилась до 56%.

Система курсовой устойчивости автомобиля имеет следующие составляющие:

  • блок-контроллер;
  • акселерометр (определяет положение авто в пространстве);
  • датчик давления в тормозной системе;
  • датчик положения рулевого колеса.

Управляющий блок принимает данные со всех датчиков, включая ABS для определения угловой скорости вращения колёс. Если показания хотя бы одного датчика будут иметь критические значения – программа начинает действовать согласно заданному алгоритму, притормаживая одно или несколько колёс, тем самым корректируя траекторию движения авто. Давление в тормозных цилиндрах создаётся посредством работы гидравлического модулятора ABS. Одновременно отправляется сигнал в систему подачи топлива, чтобы уменьшить подачу горючего в двигатель. Таким образом, посредством притормаживания и снижения вращающего момента обеспечивается курсовая устойчивость транспортного средства.

Система очень чувствительна к каким-либо отклонениям от траектории. В каждом конкретном случае она просчитывает оптимальный вариант сохранения курса.

Примечательно и то, что ESP может контролировать работу трансмиссии, при необходимости осуществляя переход на низкую передачу. Такой вариант, как правило, доступен для авто, оборудованных «электронной» АКПП.

Среди активных систем безопасности эффективность ESP признана самой высокой. Она успешно исправляет ошибки водителя, уменьшая вероятность заноса, а если он всё же возникает – система делает всё для его нейтрализации. Однако не стоит забывать, что не каждую ситуацию можно благополучно исправить. Например, если автомобиль физически не может вписаться в поворот из-за слишком большой скорости, то никакая программа не сможет помочь!

Обязательно следите за состоянием шин! ESP не может работать должным образом, если они плохо накачаны, имеют большой износ или не совпадают с рекомендованными производителем авто. Цепи противоскольжения также могут мешать работе системы.

Перспективы развития ESP

Многие известные автопроизводители ориентируются на беспилотные транспортные средства. Если задуматься, то фактически такой автомобиль будет передвигаться благодаря продвинутой ESP, которая не просто корректирует курс, но и задаёт его.

Система ESP делает автомобиль более послушным, и начинающие водители могут частично на неё положиться в сложных ситуациях. Совершение любого сложного манёвра под надзором ESP становится в разы безопаснее, но не стоит забывать о том, что следует вырабатывать умение самостоятельно предотвращать возможную угрозу.