В последнее время такая услуга как франчайзинг пользуется большим спросом, а если говорить простыми словами, то франчайзинг — это реальная возможность открыть собственное дело под известной торговой маркой. После обращения в специализированную организацию (франчайзер) опытный и квалифицированный сотрудник начинает разработку проекта для потенциального клиента (франчайзи).
Покупая франшизу, предприниматель оплачивает комиссионное вознаграждение (роялти и паушальный взнос), а к ее основным составляющим относится четко разработанный проект и дизайн, наличие необходимого оборудования и технического оснащения, эффективные стандарты обслуживания и методы продвижения бренда.
Роялти и паушальный взнос: понятие и характеристики
Роялти – регулярные ежемесячные платежи, которые вносятся франчайзи на счет франчайзера. Например, при открытии ресторана сумма роялти определяется процентом от общей выручки заведения, поэтому компания заинтересована в успешности и прибыльности своего клиента.
Паушальный взнос – единоразовая оплата франчайзеру за использование торговой марки и современного оборудования. Субъекту хозяйствования предоставляется право на использование не только популярного бренда, но и методики получения максимального дохода. В отличие от роялти такой взнос выгоден для маленьких организаций (франчайзеров), для которых не имеет значение валовая прибыль клиента.
Классификация франшиз
На практике специалисты выделяют следующие виды франшиз, к которым относится:
- стандартная: предполагает уплату первоначального взноса, регулярных платежей с постоянным контролем со стороны франчайзера успешности ведения деятельности;
- свободная: одна из популярных и часто встречающихся схем, так как характеризуется невысокими ежемесячными платежами и минимальными контрольными функциями со стороны франчайзинговой фирмы;
- серебряная: так называемый бизнес под ключ, франчайзер лично создает филиал компании и передает его в пользование франчайзи за процент от дохода;
- золотая: заключается в приобретении монопольных прав в определенном регионе и предоставляет возможность субъекту самостоятельно решать, как вести предпринимательскую деятельность;
- корпоративная: франчайзи практически полностью контролирует ведение дел и самостоятельно принимает управленческие решения;
- бизнес в аренду: ведение предпринимательской деятельности на условиях заключенного контракта между франчайзером и субъектом хозяйствования, а сумма вознаграждения оговаривается в договоре.
Стоимость франшизы
Затраты на открытие бизнеса включают разработку проекта и дизайна, аренду производственных помещений, приобретение оборудования, мебели и оснащения, найм обслуживающего персонала, а также качественную и эффективную рекламу для раскрутки.
При покупке франшизы эти расходы можно значительно сократить, так как франчайзинговая фирма в максимально короткий срок предоставляет заказчику все необходимое для успешного начала бизнеса. Некоторые компании не взимают единовременное вознаграждение (паушальный взнос), однако этот платеж может быть скрыт в условиях договора.
Например, это может быть обязательная закупка продукции у определенных поставщиков или ежемесячная рекламная компания от франчайзера. Особенностью франчайзинга является владение собственным бизнесом с наличием контрольных функций от компании-франчайзера.
Плюсы и минусы франчайзинга при открытии собственного дела
К главным преимуществам франчайзинга относится следующее:
- использование известного популярного бренда, который пользуется среди потребителей доверием и высоким спросом;
- минимальный риск потери капиталовложений;
- эффективное продвижение и реклама новой компании, используя новейшие методы и схемы раскрутки;
- обучение и поддержка ведения дела. Франчайзеры заинтересованы в успешном ведении бизнеса, так как от этого зависит сумма роялти, поэтому они проводят постоянные тренинги, обучающие курсы и семинары для начинающих предпринимателей;
- получение прибыли в максимально короткий срок.
Однако несмотря на ряд преимуществ, существуют и некоторые минусы в покупке франшизы. Франчайзи в большинстве случаев ограничен в правах и принятии самостоятельных решений условиями договорного соглашения. Иногда одним из условий контракта является приобретение товаров и оборудования исключительно у определенного поставщика.
К недостаткам можно также отнести высокую стоимость покупки франшизы известного бренда в определенном городе или регионе страны, а некоторые предприниматели уверены, что без этой услуги перед ними открываются большие возможности для реализации творческих задумок и лично разработанного дизайна.