В конце 20-го века в русском деловом лексиконе стали появляться иностранные слова в числе которых был термин «аутсорсинг». Говоря простыми словами, «аутсорсинг» — это передача отдельных функций одной организации другой организации, являющейся узким специалистом в данной сфере, на основе долгосрочных договоров. В перечень передаваемых функций могут входить производственные, сервисные, информационные, финансовые, управленческие и другие бизнес-процессы компании.
История аутсорсинга
Первыми прообразами аутсорсинговых кадровых агентств были рекрутеры, набиравшие моряков на гребные корабли Римской империи. К середине 19-го века кадровые агентства плотно заняли нишу кадрового аутсорсинга США и Великобритании.
Следующими процессами, попавшими под аутсорсинг, стали юридические и бухгалтерские услуги. Слияния мелких частных юридических и бухгалтерских контор привело к возникновению ведущих мировых аудиторских компаний.
Аутсорсинг в промышленности появился в 30-х годах прошлого века в период борьбы за лидерство на автомобильном рынке Генри Форда, основателя компании «Форд Мотор Компани» и Альфреда Слоуна, возглавлявшего «Дженерал Моторс». Слоун, лучше понимавший преимущества разделения организации производства и организации системы управления компании, обеспечил победу «Дженерал Моторс» на несколько лет вперед.
После второй мировой войны узкопрофильные компании появились в сфере расчета заработной платы, банковских бизнес-процессах и в области информационных технологий.
Аутсорсинг сегодня
С началом 21-го века аутсорсинг набирает обороты во многих крупных и средних организациях. Многие виды деятельности, которые ранее выполнялись самими компаниями, передаются в аутсорсинг в стремлении сокращения размеров организаций и повышении эффективности предприятия. Уборка помещений, приготовление пищи, охрана объектов являются выводимыми из числа процессов компаний уже много лет.
В число самых распространенных видов аутсорсинга входят следующие:
- Бухгалтерский аутсорсинг считается одним из самых признанных в мире. Сторонней организации передается бухгалтерский учет и ведение отчетности предприятия.
- Аутсорсинг в сфере информационных технологий относится к наиболее распространенным. Сервисное техобслуживание и ремонт персональных компьютеров и офисной техники, сопровождение и техническая поддержка программного обеспечения передается узкоспециализированным фирмам, сокращая расходы предприятия и обеспечивая высококвалифицированное выполнение работ.
- Кадровый аутсорсинг актуален на предприятиях с большой текучестью кадров. Однако большинство российских крупных промышленных предприятий предпочитают собственные отделы управления персоналом, считая такой подход наиболее правильным. Востребованными направлениями кадрового аутсорсинга являются наем логистического, складского, строительного, торгового, гостиничного и ресторанного персонала. Помимо подбора персонала специализированные кадровые агентства выполняют услуги по расчету заработной платы, премий и компенсаций персонала, а также расчету налогов, связанных с оплатой труда.
- Логистический аутсорсинг объединяет в себе процессы, связанные с транспортировкой и складированием различных грузов. Предприятия, редко пользующиеся логистическими услугами, охотно используют этот вид аутсорсинга. Крупные предприятия содержат в штате свою логистическую службу или сами выводят ее в аутсорсинг.
- Производственный аутсорсинг применяют предприятия высоких технологий, передавая все производственные функции сторонним организациям. Результатом является снижение себестоимости продукции, повышение качества производимых товаров. Сами же компании занимаются проектированием новых видов продукции и продвижением выпускающихся.
- Юридическим аутсорсингом чаще пользуются средние и малые компании, так как им невыгодно держать собственного юриста, учитывая его малую трудовую нагрузку. Консультирование по трудовому и налоговому праву, регистрация и ликвидация юридических лиц передается высококвалифицированным юристам аутсорсинговых компаний.
- Хозяйственный аутсорсинг является самым распространенным видом привлечения сторонних организаций. В его функции входит эксплуатация объектов недвижимости, обеспечение питания рабочих и служащих, уборка служебных и производственных помещений и прочая обслуживающая работа.
- Аутсорсинг маркетинга рекомендуется в случаях, когда предприятию выгоднее воспользоваться услугами сторонней компании для решения маркетинговых задач.
- Аутсорсинг call-центра выгоден в случае необходимости небольшого контакт-центра, когда покупка оборудования и затраты на персонал могут не оправдать вложений, а также когда собственный центр не справляется с наплывом входящих звонков из-за выросшей базы клиентов.
Преимущества аутсорсинга
К основным достоинствам аутсорсинга относятся:
- сокращение численности персонала;
- получение более качественного сервисного обслуживания;
- снижение производственных затрат;
- разделение ответственности и, как следствие, концентрация на основной деятельности.
Руководство каждого предприятия самостоятельно решает вопрос о потребности сотрудничества с аутсорсинговыми компаниями в том или ином бизнес-процессе. Необходимо принимать во внимание качество предоставляемых услуг, и контролировать выполнение контракта. Но в целом аутсорсинг представляется неплохим выходом для компаний, которым не хватает собственных ресурсов для выполнения всех производственных процессов и контроля за ними. И мировая статистика это подтверждает.